Учебник (самоучитель) виндсерфинга и теория парусного спорта
Учебник Вадима Комарова (редакция Сергея Вдовенкова)

Что такое фристайл и зачем оно надо?

Учебник (самоучитель) по виндсерфингу Вадима  Комарова  (редакция Сергея Вдовенкова)

Мы предлагаем вашему вниманию обновленную версию самоучителя.
Тираж учебника уже давно закончен, но вы можете ознакомиться с ним  на страницах нашего сайта.
Видео-уроки по виндсерфингу, снятые у нас в клубе, хорошо иллюстрируют этот учебник!


Доски для фристайла

Они пришли из ниоткуда. За один сезон прошли путь от непризнания до создания целого класса досок, имеющегося в арсенале каждого ведущего производителя. Случалось ли подобное раньше? На нашей памяти, конечно, такого не было.

Скорость, с которой производство отреагировало на фристайл (хотя многие марки уже имели в своем ряду по две модели, рассчитанных для этих целей), вложенные в дизайн и разработки средства доказывают, что, очевидно, производители полагают, что народ купится на такой соревновательный вид спорта, как фристайл и захочет купить одну из подобных досок. Но зададимся вопросом: нужны ли они среднестатистическому виндсерферу? Настало время экспериментальным путем проверить, на что годны эти доски что они могут, а что нет как они соотносятся с тем многообразием уже имеющихся на рынке моделей примерно того же размера и, наконец, кто оценит их особенности.

Дизайн

Будучи тесно знакомы с его развитием, мы ожидали найти существенные отличия с уже существующими формами. Это, надо сказать, обычное дело при появлении совершенно новой концепции досок. Что нехарактерно для фристайла, так это, что из пяти досок только одна серьезно отличалась от остальных, которые были как будто «сшиты» по одной мерке. Тем не менее, они все равно ведут себя на воде по-разному. Для того, чтобы понять это, обратимся к понятию freestyle-доски.

Типичная фристайл-доска представляет собой гибрид из элементов других типов досок с целью ускорения глиссирования, увеличении устойчивости и возможности использования ее для трюковых элементов в то же самое время она должна оставаться небольшой и маневренной. Не такая уж и простая конструкция! В общих чертах, фристайл-доска по чувству и доступности ближе всего к 275 см фрирайдеру, хотя часть элементов заимствована у 295 см freeride и wave досок. Поэтому предлагаем вам сравнить дизайн доски для фристайла с другими типами досок и объяснить их внешние сходства и проистекающие из них сходства в поведении.

Ширина носа фристайл-доски в среднем 34 см.

Ширина носа измеряется на расстоянии 30 см от конца доски. У фристайлеров особенно широкие носы, по своему размеру не уступающие благородным чертам новых widestyle-досок для раннего глиссирования с парусами до 9 м. Такой широкий нос необходим для устойчивости серфера при выполнении упражнения, когда доска идет кормой вперед и вы стоите на носу. Это также важно для обеспечения устойчивости при выполнении оверштагов или при хождении вне глиссирования помимо всего, увеличивает подъемную силу доски при прыжках на чопе.

Общая ширина фристайлера – в среднем 59,5 см.

Это напоминает 285 см фрирайдер. Большая общая ширина нужна почти для того же, что и ширина кормы: увеличивает тягу для раннего глиссирования и придает устойчивость при трюках в воздухе, легкость в управлении, как при глиссировании, так и вне его. Такая существенная ширина создает бочкообразную, плоско-закругленную форму и соответственно большую осевую маневренность.

Ширина кормы фристайлера – в среднем 38 см.

Это, в общем, как и ширина 295 см фрирайдера. Широкая корма обеспечивает лучшую подъемную силу доски для ускорения глиссирования и легкости выполнения прыжков, помогает придать устойчивость, необходимую для трюков и облегчает управление (вне глиссирования) на малых скоростях. Корма этого размера обычно очень тупая, или круглая, или с «расквашенным» и даже раздвоенным концом.

Длина фристайлера – в среднем 261 см.

Такие габариты можно сравнить с небольшим convertible- и большими wave-досками. Общая длина доски является фактором, определяющим ее маневренность. Короткая доска всегда имеет больше преимуществ перед длинными при совершении любых трюков в воздухе(aerial), при поворотах и управлении.

Объем фристайлера – в среднем 98 литров.

Это чуть меньше, чем объем обычного275 см фрирайдера. Объем играет огромную роль. Он обеспечивает достаточную поддержку вне глиссирования, потому как все трюки и маневры неизбежно выводят доску из глиссирования. Однако слишком большой объем увеличивает вес и инерцию, что нежелательно. Для того, чтобы удержать серфера среднего веса в костюме и всю оснастку, хватит объема в 90-99 литров, если, конечно, ветра хватает. Некоторые фирмы выпускают доски объемом 90-108 литров, так чтобы серфер мог подобрать ее под свою массу.

Вес фристайлера – в среднем 8 кг.

Вес также играет значимую роль при раннем глиссировании и простоте выполнения прыжков. Тем не менее, доска должна быть относительно прочной с тем, чтобы она не сломалась при первом прыжке. Средний вес прошедших тесты досок составлял величину около 8 кг, что опять же похоже на 275 см фрирайдер (со схожим объемом).

Размеры парусов – оптимальный выбор для фристайл-доски – между 5,7 м и 6,5 м.

В силу своих малых размеров, доски не подходят для больших парусов, лучше всего – это 6,3-6,5 м. Тогда как их ширина и объем делают их слишком шаткими при ветреных условиях в бурной воде. Поэтому размер подходящего паруса несколько меньше, чем у других типов досок. Можно было бы поставить малый парус и на них, особенно для wave-каталки при слабом ветре, однако тяги паруса при неплоской воде не хватает.

Загиб кормы фристайлера – в среднем 2 см.

Это очень напоминает форму кормы большинства фрирайдеров и слаломных досок, предназначенных для максимально раннего глиссирования. Слишком задранный конец кормы усиливает торможение, хотя большинство дизайнеров сходятся на том, что лишние несколько миллиметров на корме «ослабляют» доску, не нанося ущерба скорости глиссирования. Чуть больше – и вы улучшите прыгучесть и маневренность, но уже за счет глиссирования.

Плавник – средняя длина 28 см (в комплекте с доской).

Такая длина плавника чаще всего встречается на досках типа convertible и обычно подходит для условий 4,5-5,5 м парусов с досками фрирайдерами. Тем не менее, так как фристайлеры главным образом используют с парусами 5,5 и 6,5 м в пограничных и средних условиях, то 28 см кажутся недостаточными. Хотя излишне длинный плавник, очевидно, отрицательно повлияет на маневренность и будет препятствовать исполнению трюков все же дополнительная подъемная сила плавника для глиссирования всегда необходима. Некоторые производители заявляют, что малая длина плавника в сочетании с его широкой плоскостью достаточны для раннего глиссирования. Но на практике выходит не так: входящие в комплект с доской плавники почти на всех наших досках, как нам показалось, маловаты для раннего глиссирования. Путем собственных экспериментов с огромным количеством плавников мы пришли к выводу, что достаточно двух 26-29 см для сильных и 29-33 для пограничных ветров.

Площадь скольжения фристайлера – в среднем 155 см.

Для измерения площади скольжения мы замеряем расстояние от кормы доски до точки, где загиб составляет 2 см от продолжения плоской части доски в районе ножных петель. Степень постоянства в отношении этой величины у всех пяти досок была поразительна. Точка на 2 см на 275 см фрирайдерах была около 165 см, у больших wave-досок – около 145 см, а диапазон досок типа convertible варьировался между 150-160 см.

Тот факт, что у фристайл и convertible - досок похожая 2 см точка и большая ширина, говорит о том, что они рано начинают глиссировать, устойчивы и пытаются сохранять свою маневренность.

Ножные петли.

Петли, в отличии от фрирайдеровских, расположены ножные чуть ближе к носу, что в сочетании с широкой кормой заметно выдвигает их вперед. К тому же, они находятся ближе к оси , как на wave – досках , и более выгнутые (большие), что близко к стилю «быстрого маневра», свойственного фристайлу. Задние петли обычно составляются в единую центральную петлю, либо слегка разносятся.

Кромки.

Кромки наших досок оказались толще, нежели чем на досках той же длины, в основном из-за величины объема и значительно плоской деки. Они даже скорей похоже на кромки 275 см досок. И тем не менее, они достаточно хорошо сглажены, что хорошо держит доску в повороте и облегчает раннее глиссирование.

Загиб носа – в среднем 14,5 см.

Измерение загиба в 30 см от носа дает более точное представление о том, как доска на самом деле чувствует себя на воде, потому что именно эта зона чаще находится в контакте с водной поверхностью, нежели чем самый кончик доски. Критичной как раз и является точка 30 см (и поэтому общее значение загиба на доске с опущенными «плечами» и сильно загнутым носом может создать неправильное впечатление того, как она на самом деле ведет).

Средний показатель 14,5 см на фристайл-доске значительно меньше, чем на фрирайдере длиной 275 см или досок типа convertible, у которых значение этой величины редко опускается ниже 15, а часто выше 17 см. В нашем тесте доски разделились на:
1)     имеющие низкий нос (повышающие устойчивость и простоты выполнения упражнения, когда доска идет кормой вперед)
2)     с высоким носом, что улучшает высоту прыжков с малых волн и позволяет легко применять ее как wave- доску при слабом ветре.

Однако на всех этих досках контур носа, более массивного и несколько ниже среднего опущенного, четко прослеживается, особенно, при хождении на волнах и чопе.

Расположение матч-гнезда.

При катании с этими досками возникает ощущение , что мачтовое гнездо расположены прямо на корме, но это происходит только из-за ее большой ширины и вынесенных вперед петель. Гнезда матч на современных больших wave-досках,  freestyle- и freeride-досках расположены практически одинаково. Основы геометрии глиссирования не меняются, несмотря на тип выбранной доски.

V доски – в среднем 11/9/5

Мы проводили измерения «V» доски (общего отклонения) в миллиметрах под задними, передними петлями и мачт-гнездом. В среднем, «V» фристайлера несколько меньше, чем на большинстве wave- и freeride-досок, у которых обычно все параметры на перу миллиметров больше. Это происходит из-за того, что основной целью «V» является сохранение управляемости доски при сильных ветрах, но при этом теряется возможность раннего глиссирования. Все это чуждо дизайну Freestyle.

!--pagebreakНа что похож Freestyle?

Если вы никогда не вставали на фристайлер, то подобный вопрос еще может возникнуть. Первое впечатление – несмотря на свои миниатюрные размеры, ощущения прибавляют ей в размерах 260 см на обычной wave- и convertible-доске для сильного ветра кажутся ерундой. Но это вам не фристайл. Нос кажется просто огромным и если вам повезло и попадаются небольшие волны, то доска быстро набирает ветер, прыжки выходят почти без усилия плюс в воздухе вы пребываете дольше, чем рассчитывали. Однако прыжки достаточно плоские, доска просто скачет в воздух, а не отрывает сначала нос совершая затем вертикальных взлет.

Когда начинаешь кренить доску, она поворачивается, вокруг оси поразительно легко и не требует мучительных усилий, при этом держится на воде достаточно устойчиво.

Фордевинды резать на ней, хотя и не особенно здорово, но все же легко. И хотя при повороте доска теряет скорость, потом она набирает ее очень быстро, потому что корма не тонет и не мешает глиссированию. Доска скорее предназначена для быстрых осевых, нежели долгих резаных поворотов, и многие представители семейства freestyle просто не отвечают так же уверенно на уваливание для выполнения резаных поворотов при сильном ветре.

Глиссировать доска начинает очень рано и легко, и при скорости 12-15 узлов она удобна, хотя приходится стоять очень прямо, вынося корпус за доску. Это в основном из-за расположенных близко к центру петель и спокойного характера доски, не требующего принятия свойственной для скоростного хождения стойки. С усилением ветра возможность высоких скоростей ограничивается, так как принятая стойка не рассчитана на долгое время, а доска не набирает скорость, как ожидалось бы от фрирайдера или доски типа convertible.

Когда начинается чоп и ветер крепчает, фристайлер становится прыгучим и теряет управляемость, но в более пограничных условиях и на плоской воде доска готова творить такое, на что не способен фрирайдер. В общем говоря, фристайлер расслабляет и в то же время позволяет открыть более занимательную и, возможно, техничную стороны виндсерфинга. Такие доски, конечно, не самые медленные на воде, но все равно ограничитель скорости на них есть. Они не одобряют резаных фордевиндов и высокие прыжки, все те движения, которые отличаются своей радикальностью из-за наличия мощных элементов. Но они поощряют особую радикальность, выраженную в умении и отношениях серфера, которому они готовы помочь. Они быстро прощают и их врожденная устойчивость позволяет быстро оклематься после какого-либо трюка.

Надеемся, представленная информация создаст общее представление о фристайлере. Для более глубокого изучения деталей советуем взглянуть на таблицы, в которых мы попытались сравнить поведение freestyle с не- freestyle досками.

!--pagebreakДля чего они подходят?

Freestyle-доски не могут заместить или даже тягаться с фрирайдерами по своей популярности. Из-за узкого диапазона ветров, они чувствительны к состоянию воды и, таким образом, хуже подготовлены к чопу с его волнами, возникающими обычно при силе ветра свыше 5 баллов. Они не подходят тем, чьей стихией является быстрое преодоление прямолинейных отрезков, однако, у них действительно есть отношение к развлекательному стилю. При верных условиях, они превосходно подходят для развлечения, хотя и требуют от своего пользователя некоторых навыков. Раньше любой серфер среднего уровня мог либо просто кататься на кромке длинной доски, либо совершать поворот нырком на короткой. Это было круто и здорово помогало научится всяким приемчикам. Сейчас же многие предпочитают носится туда-сюда на высоких скоростях. Следовательно, чтобы получить удовольствие от катания на фристайлере, надо заново пересмотреть точку зрения наших предшественников.

Не пугайтесь этих умопомрачительных трюков, которые выделывают мастера фристайла. Зная, что Джейсон Прайор может сделать двойную петлю, не стыдитесь своих вялых подпрыгиваний на чопе. Тот факт что Финиан Мэйнард может разогнаться до 45 узлов, не должен выбивать Вас из колеи, - катайтесь вы на своей слаломной дощечке. Забудьте про суперменов и их reverse-spin-duck, вы же командир своего судна, это не должно мешать вам совершать на своей короткой доске прямые но не менее увлекательные быстрые овершлаги (fast tack), “ноги в воду” (body drag), “геликоптеры” (helicopter tack), “голова в воду”  (head dip),  кормой вперед, пируэты…. – список бесконечен, и чтобы выучить всю технику, требуется меньше времени, чем на скоростной фордевинд. На этих фотографиях мы попытались представить более-менее компетентным серферам трюки простенькие, а не всякие там Lasy Sysan, Vulcan, Willy Skipper и прочая-прочая (хотя лично я думаю, что это потому, потому, что мы сами не смогли их осуществить). Все дело в том, что такие доски находят больше применения по сравнению со сверхнавороченными аппаратами кучки профи. Честно говоря, мы подошли к этому тесту с долей цинизма, и только один Саймон интересовался трюками, а мы все больше высокоскоростными маневрами. Но тем не менее, мы получили море удовольствия, обкатывая их, и сами не отказались бы от подобной штуковины для своей коллекции.

Так, кому не нужен фристайл?

Пуритане (или у кого туго с наличностью), кто хочет с минимумом оборудования и снаряжения получить максимум удовольствия на воде, больше всего получат от фрирайдера и/или wave-доски. Также как и те, кто боится выйти из глиссирования и предпочитают скорость и мощь. Если для вас самым большим удовольствием в жизни является маневрирование на полном ходу или звание чемпиона пляжа, то фристайл не для вас. И не для тех, кто катается от случая к случаю, всякий раз повторяя одни и те же упражнения, боится ветра выше 4 баллов и кому надо отрабатывать технику скоростного хождения.

А кому нужен?

Есть два типа людей, которым фристайл понравится. Первую категорию составляют, возможно, достаточно молодые и напористые. Которые хотят научится фристайлу, это довольно распространенное явление. К тому же доставляет немало удовольствия и сам процесс овладения новыми приемами. И особенно понравится тем. Кто привык кататься на плоской воде у берега это будет хорошей возможностью получить дозу адреналина в кров там, где длинные доски и суперглиссеры не могут ничего особенного при ветре 4 балла. Если любите пускать пыль в глаза – ваш ход!

В другую категорию входят любители каталки на коротких досках у побережья, которых не занимают большие доски паруса. И поэтому они не выходят в море до тех пор, пока ветра не будет хватать для 5,5 м и 6,0 м парусов. Или хотя бы 5,3 м на wave-доске. Удовольствие можно получить даже и при слабом ветре, для фристайлера хватит и 4 баллов, чтобы покачаться на волнах. Используя технику wave-доски на полную, при таком диапазоне ветра, когда он может стать вашим новым соперником.


Возврат к списку



ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Учебник ( самоучитель ) выпущен Вдовенковым Сергеем при содействии фирмы Ультра Си, при помощи Сергея Татаринова.

Акции и скидки в 2024!

Навстречу лету: Подарочные акции клуба в 2024 году

Найди свой абонемент!

Приглашаем инструкторов!

Приглашаем инструкторов по виндсерфингу, SUP серфингу, парусному спорту и вейкбордингу на сезон 2024 года, капитана на катер (вейкборд, водные лыжи),  волонтеров для помощи на пляже – подготовим для работы инструкторами, – пишите на vdovenkow@mail.ru

Трейд-ин-Виндсерфинг, САПсерфинг!

Меняем старое снаряжение на новое с доплатой!

Продать и Купить!

Примем в дар или приобретем!

Любое снаряжение в любом состоянии: лодки, катамараны, яхты, виндсерфинг и прочее! vdovenkow@mail.ru


Статистика